... > Европейское право > Производство по делам...

Производство по делам о ничтожности нормативных актов ЕС

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

три категории истцов Формула Плауманна Превышение полномочий Несоблюдение процессуальных норм Принятие нормативного акта на усмотрение органа Нарушение договоров ЕС
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Право подачи иска

Правом подачи иска наделены три категории истцов:

  1. государства-члены, Европарламент, Совет ЕС и Еврокомиссия — они вправе обжаловать любой нормативный акт или действие Совета ЕС, Еврокомиссии и ЕЦБ;

  2. Палата аудиторов, Комитет регионов и сам ЕЦБ, национальные парламенты — вправе обжаловать только те законодательные акты идействия, которые потенциально могут ограничить их права;

  3. физические и юридические лица — они вправе обращаться в Суд ЕС только в том случае, если нормативный акт или действие непосредственно и индивидуально затрагивают их права и законные интересы.

Формула Плауманна

Ее суть заключается в следующем:

  • права и законные интересы физических или юридических лиц, не являющихся адресатами оспариваемого нормативного акта ЕС, только тогда могут быть индивидуально затронуты, когда особые личные качества или сложившиеся обстоятельства позволяют выделить данных лиц из числа всех остальных и индивидуализировать их в той же степени, что и адресатов.

Сложность данной формулы вызывает справедливую критику. Некоторые ученые и практики предлагают в качестве критерия избрать не индивидуальность оспариваемого нормативного акта, а степень возможного умаления прав и законных интересов частных лиц, даже если их круг нельзя точно определить. В первую очередь Регламенты ЕС, действующие непосредственно и в отношении неопределенного круга лиц, не позволяют индивидуализировать адресатов, но вместе с тем способны в значительной степени ограничивать права и законные интересы любых лиц, подпадающих под их действия.

Основания для признания нормативного акта или действий органов ЕС ничтожными:

  1. превышение полномочий;

  2. несоблюдение процессуальных норм;

  3. злоупотребления при принятии актов на свое усмотрение;

  4. нарушение договоров ЕС или принятых на их основе исполнительных норм.

Превышение полномочий:

  • абсолютное превышение полномочий — очевидно, когда Совет ЕС, Еврокомиссия или ЕЦБ вообще не имели права принимать спорный акт; в таком случае имеет место отмена спорного акта;

  • относительное превышение полномочий — если ЕС обладал соответствующими полномочиями, но спорный акт принимал орган, в чью компетенцию принятие подобных актов не входит; в таком случае возможна его замена компетентным органом.

Несоблюдение процессуальных норм

Несоблюдение процессуальных норм влечет за собой ничтожность нормативного акта, когда его принятие Советом ЕС, Еврокомиссией или ЕЦБ осуществлялось с нарушением права других органов на участие в процессе.

Таким правом обладает, например, Комитет регионов в специально предусмотренных основными Договорами ЕС случаях. Все нормативные акты ЕС должны быть обоснованными и приниматься в соответствии с установленной процедурой. Нарушение этих требований также влечет за собой ничтожность акта.

Принятие нормативного акта на усмотрение органа

Вслучае, когда принятие нормативного акта происходит на усмотрение органа, должно быть обеспечено строгое соответствие поставленной цели и принимаемых мер. Несоразмерность или неэффективность принятых мер, равно как и оставление без внимания альтернативных мер, являющихся менее обременительными в отношении третьих лиц, влечет за собой отмену спорного нормативного акта.

Нарушение договоров ЕС или принятых на их основе исполнительных норм

Нарушение договоров ЕС или принятых на их основе исполнительных норм является общим основанием признания нормативного акта ничтожным. Поскольку нормативные акты ЕС и принятые на их основе исполнительные нормы отличаются большим разнообразием, на практике возникают случаи, когда специальные основания для признания нормативного акта ЕС ничтожным отсутствуют или недостаточны, но спорный акт противоречит вышестоящей норме права ЕС. Любое подобное противоречие влечет за собой ничтожность нормативного акта.

Согласно ч. 6 ст. 263 ДФЕС жалоба в отношении спорного нормативного акта или действий Совета ЕС, Еврокомиссии и ЕЦБ должна быть подана в течение двух месяцев со дня принятия акта или того момента, когда затронутому лицу стало или должно было стать известно о принятии акта или совершении действия.